Алексей Голубицкий: «Нам бы хотелось, чтобы наши выпускники меняли этот мир»
Алексей Голубицкий: «Нам бы хотелось, чтобы наши выпускники меняли этот мир»
«Основная трудность, которую сейчас испытывает система образования, – это неотстроенная связь с реальной жизнью. На сегодняшний день образование перегружено академическими форматами – это отражают и российские, и международные исследования. Во-первых, ученики, обладая обширными знаниями, не владеют навыками их практического применения. Во-вторых, у современных школьников нет возможности почувствовать себя самостоятельными в реальных ситуациях, потому что и дома, и в школе они являются не активными участниками своей жизни, а объектами», – рассказывает Алексей Голубицкий, директор МБОУ СОШ «Школа будущего». Отмечая, что «чрезмерная опека формирует у подростков определенную инфантильность, которая не способствует высокой активности молодого поколения».

Такое положение необходимо менять, и, на мой взгляд, для этого есть три пути:
– воспитывать людей, способных принимать решения самостоятельно и нести за них ответственность;
– помогать им приобретать опыт реальных дел;
– создавать условия для того, чтобы у учеников складывался опыт, и они становились инициаторами изменений вокруг к лучшему и доводили каждое конкретное дело до логического завершения.

Ответственный выбор
В нашей школе каждый ученик сам выбирает модули и профили обучения. Помимо классических, есть такие направления, как робототехника, 3D-технологии, работа на ЧПУ-станках. Нам важно, чтобы ребенок научился работать с какой-либо технологией, а с какой конкретно, он решает сам. Мы стараемся создавать условия для выбора, с одной стороны, с другой, учим их ответственности, потому что выбранным направлением нужно заниматься в течение всей четверти. И нельзя поменять технологию, если она, например, разонравилась. Это не анархия, это свобода в рамках определенных правил. Не сделать выбор тоже нельзя: ничего не делать – такого выбора нет.

Реальные дела
Одно из важных направлений, которым мы сейчас занимаемся, это создание условий, в том числе и для трудоустройства наших выпускников. Необходимо, чтобы ученики чувствовали себя взрослыми, параллельно приобретая опыт трудовых отношений. Кроме летней трудовой бригады, уже в течение учебного года подростки могут подписывать со школой срочные трудовые договоры и выполнять определенные обязанности после уроков. Как правило, это работы, не требующие высокой квалификации, уборка помещений, ремонт. В соответствии с законодательством рабочий день подростков ограничен. Мы создаем реальную модель взрослой жизни.

Активная позиция изменений
Люди делятся на две категории: одни катят этот мир, другие идут рядом и кричат: «Куда катится этот мир?!». Нам бы хотелось, чтобы наши выпускники меняли этот мир. У нас уже есть много историй, как они изменили: школу, поселок, регион. Например, благодаря проекту по применению энергосберегающих технологий нашего выпускника Дмитрия Кононова (победителя конкурса #ВместеЯрче) мы поменяли большую часть ламп на энергосберегающие и теперь экономим электричество. Реализовали дизайн-проект Екатерины Пономаревой, переоборудовав подоконники в удобные скамейки с подставками для ног. По эскиз-проекту наших школьников построили Скейтпарк, чтобы ребята катались на скейтах в безопасных условиях. Открыли кафе с дизайном помещения и меню с учетом мнения школьников, где они могут в свободное от учебы время подрабатывать.

Человек, придумавший идею и воплотивший ее в школе, получает совершенно иную основу для того, чтобы реализоваться в дальнейшей жизни. Конечно, знания необходимы, но знания в сочетании с опытом преобразований, активного участия в реальных проектах дают больше шансов на успех и как гражданину, и как специалисту.

– Ваши ученики получают признание как в родной школе, так и вне ее пределов, участвуя в мероприятиях различных уровней, и вы их в этом поддерживаете. Насколько ребятам важно общественное признание их заслуг?

– Фиксация успехов чрезвычайно важна. Для подростка публичное признание его заслуг и таланта имеет огромное значение. Это видят и семья, и родственники, и друзья – повышается его статус в различных сообществах. Одно из таких важных направлений – ежегодно мы успешно участвуем в номинации «Юное дарование» премии «ПРОФИ-Итоги года». Такая отдельная номинация появилась во многом благодаря и заслугам наших школьников, которые, участвуя в премии наравне со взрослыми в номинации «Инженер года», дважды становились ее победителями. Конечно, для нас это является важным направлением поддержки. Уже на этапе собеседования, которое проходит как встреча с потенциальным инвестором или работодателем, ребята учатся грамотно представлять свои проекты и доказывать их эффективность, а также отстаивать свои идеи. А когда они получают публичную поддержку среди представителей взрослых сообществ – научных, бизнес-, для них это имеет невероятное значение. И мы видим успех каждого из них спустя несколько лет и в студенческой, и в профессиональной деятельности.


Материал подготовила Наталья Воронцова