Турсезон-2020 был непредсказуем и по направлениям, и по поездкам
Туристический сезон 2020 года завершился. Он оказался необычным как минимум по двум причинам, во-первых, по срокам: вместо четырех месяцев он длился всего два. Во-вторых, представители туриндустрии находились в ожидании возобновления карантина. О нестандартных условиях прошедшего турсезона, тенденциях на 2021 год, необходимости диверсификации бизнеса и новых проектах - Алёна Беликова, директор Государственного предприятия Калининградской области «Автовокзал»:

– Если рассматривать прошедший туристический сезон, на примере работы нашего предприятия то, конечно, он был коротким и с экономической точки зрения довольно сложным. Предприятия, осуществляющие деятельность в сфере международного сообщения, до сих пор находятся в состоянии неизвестности. А традиционно в период с мая по октябрь такие маршруты, как Польша и Литва, пользуются ажиотажным спросом. В то же время за счет внутреннего туризма как жителей области, так и гостей из других российских регионов значительно увеличился пассажиропоток на приморских направлениях. Классический вариант усиления «моря» летом.

Также он сыграл большую маркетинговую роль в популяризации внутреннего туризма в другие города области. Ввиду большой загруженности побережья туристы стали искать альтернативные направления: Черняховск, Гусев, Виштынец. Я думаю, что эта история сохранится как минимум до конца текущего года и начала 2021-го, а с учетом мягкого климата она вполне может стать круглогодичной. Можно сказать, что турсезон-2020 был непредсказуем и по направлениям, и по поездкам.

Сейчас наше предприятие ищет способы привлечь новые категории пассажиров и расширить номенклатуру предоставляемых услуг. Например, совместно с муниципальными образованиями мы прорабатываем проекты по привлечению внутренних туристов как калининградских, так и из других субъектов РФ, чтобы они могли исследовать регион на рейсовых автобусах.

– Прорабатываются ли новые международные направления?

– В основном это расширение географии и увеличение регулярности рейсов в Польшу и Литву. Эти направления особенно востребованы среди жителей региона. Кроме того, после чемпионата мира по футболу 2018 года начала зарождаться новая тенденция, когда россияне, прилетающие в область, продолжают путешествие в Европу на рейсовых автобусах.
– Пандемия повлияла на численность компаний-перевозчиков?

– Перевозчики были вынуждены сильно сократить количество рейсов, особенно в самый пик пандемии, в апреле. Работа некоторых подразделений нашего предприятия тоже была приостановлена ввиду снижения пассажиропотока в 6–7 раз. И если на маршрутах внутри региона мы уже почти приблизились к стандартному пассажиропотоку, то на международных направлениях существует риск, что из пандемии выйдут не все перевозчики. Для нас это тоже будет большим ударом, т. к. выручка предприятия от международных перевозок составляет порядка 25–40% в зависимости от сезона.

Пандемия показала важность диверсификации бизнеса и возможности для открытия новых направлений. Например, на нашем предприятии, помимо основной деятельности, осуществляется медицинский осмотр водителей, предоставляются площади для размещения рекламы и аренды помещений. Развитие этих направлений нам очень помогло, в том числе и в пандемию.

– Большая редкость, когда человек работает по специальности. Вы планомерно шли по своему профилю, параллельно получая дополнительные компетенции – Президентская программа. Чем вас привлекла эта профессия?

– При выборе специальности я опиралась на ее актуальность для нашего региона. А ввиду географического положения Калининградской области перевозки как пассажирские, так и грузовые будут востребованы всегда. У меня специализация «автомобильный транспорт», и если анализировать нашу логистику, то видно, что это огромная доля перевозок как грузовых, так и пассажирских. Мне эта тема всегда была интересна, и родители были близки к этой сфере. Я искала для себя историю, которая, во-первых, будет востребована, а, во-вторых, это будет то направление, которое можно в нашем регионе развивать, внося свой вклад в общее дело.

Президентская программа, наверное, потому и называется президентской, что у нее высокое качество и интенсивность. А результат после ее окончания очень весомый и дает импульс для дальнейшего развития. Мой приход в программу совпал с началом работы на предприятии. Я понимала, что мне не хватает информации о том, как развивать предприятие с точки зрения маркетинга, в том числе и в медийном поле. Мне нужно было ответить себе на вопрос: что необходимо сделать для привлечения пассажиров? Как сделать их передвижение более комфортным?

– У вас достаточно высокая социальная активность, расскажите о проектах, которыми занимаетесь.

– С прошлого года я занимаюсь проектом «Утро с TEDdy», который предлагает альтернативный вариант проведения досуга и свободного времени. Заявиться на него может каждый. Сегодня большая часть общения происходит онлайн, и уже есть устойчивое убеждение, что живое общение – это привилегия для богатых. Организовывая еженедельные субботние встречи «вживую», мы стремились к открытому общению, где можно рассказать о себе, работе, увлечениях, прокачав навыки ораторского мастерства и публичных выступлений. Для многих это толчок к саморазвитию. Уже есть позитивные социальные эффекты, например, людей после таких лекций приглашали на новую работу или предлагали попробовать другие направления компаниях. Есть люди, которые были, скажем так, слишком научны, а натренировавшись на выступлениях, стали открывать для себя преподавательские навыки и умения.

Иван Быстров